Благодаря партнерству с США Монголия может круто изменить облик всего Индо-Тихоокеанского региона, уверяет автор. У Улан-Батора и Вашингтона общие цели и ценности на международной арене. В ООН Монголия также зарекомендовала себя надежным союзником США, неизменно голосуя синхронно с Вашингтоном. В 2018 году США и Монголия объявили о расширении всеобъемлющего партнерства.
Ронсверт Ганан Алмонд (Roncevert Ganan Almond)
Pека Туул протекает через южную окраину монгольской столицы Улан-Батора, поворачивает на запад, сливается с Орхоном недалеко от центра района Орхонтуул и в конце концов впадает в озеро Байкал и оттуда в Северный Ледовитый океан. Подобно рекам Онон и Херлен, Туул берет начало в Хэнтэйских горах недалеко от священной вершины Бурхан-Халдун, «горы Бога». По «Сокровенному сказанию», — этот древнейший литературный памятник Монголии рассказывает историю восхождения Темучина-Чингисхана, — склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей.
Антрополог Джек Уэтерфорд (Jack Weatherford) считает Чингисхана не просто выдающимся полководцем, внушающим страх и трепет, а строителем нации, который поддерживал верховенство закона, защищал свободу вероисповедания, способствовал международной торговле и устанавливал новые дипломатические отношения между центрами Азии и Европы. Монгольская империя соединила некогда разрозненный мир, создав «единую межконтинентальную систему связи, торговли, технологий и политики». Чингисхан, пишет историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon), «пошатнул земной шар», и начался новый порядок.
У сегодняшней Монголии размах гораздо скромнее. Но, несмотря на серьезные проблемы как внутри страны, так и на региональном уровне, Монголия снова готова перекроить мир. При партнерстве с США Монголия сможет преодолеть все трудности и внести вклад в создание «свободного и открытого» Индо-Тихоокеанского региона.
Суровые соседи
Перед Монголией стоят серьезные структурные проблемы. Трудности лишенной выхода к морю страны с населением всего три миллиона человек начинаются с географии.
Весь монгольский импорт и экспорт идет через территорию и воздушное пространство двух ее многолюдных и влиятельных соседей — России и Китая. Однопутевая Трансмонгольская железная дорога — главная железнодорожная магистраль страны — протянулась на 1 100 километров от российской границы на севере до китайской на юге. Смена колеи при въезде в Китай отнимает много времени.
51% акций Монгольских железных дорог принадлежит российскому правительству, которое препятствует их эффективному развитию. В 2016 году Россия продала Монголии 49% акций медного рудника Эрдэнэт — важнейшего двигателя монгольской экономики. Однако жесткий контроль над монгольской экономикой Москва сохранила, — Россия обеспечивает 90% энергопоставок страны (очищенная нефть). Российское влияние распространяется и на другие сферы. Одной прогулки по Улан-Батору хватит, чтобы оценить культурное наследие советской власти: от оперного театра до дворца бракосочетаний и социалистических панно на советском мемориале на Зайсан-Толгое.

















